Главное меню:
Программа
по развитию интеллектуальных и творческих способностей дошкольников.
«Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то,
что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно
и не ошеломляет лавиной впечатлений».
В.А.Сухомлинский
Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольные годы. Предлагаемая программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста и направлена на всесторонне развитие личности, а также развитие у детей психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Такие занятия важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом. Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными. Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы - развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста. Программа построена таким образом, чтобы ребенок, играя, развивается и обучается одновременно.
Цель программы состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, а именно повысить уровень интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через систему развивающих игр.
Реализация цели предполагает решение ряда задач:
- воспитание, гармоничное развитие личностных качеств ребенка;
- развитие познавательной сферы (мышления, воображения, памяти, речи);
-создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
- формирование у дошкольников с помощью развивающих игр мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование;
- продолжать формировать представление детей о математических понятиях: углубление представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени; закрепление умений и навыков в счете, вычислениях, измерениях; закрепление детьми математической терминологии;
- развитие эмоциональной сферы;
- воспитание навыков элементарного самоконтроля и саморегуляции. согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого
Обязательными условиями решения этих задач являются охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры, создание предметно-развивающей среды.
Предполагаемые результаты программы:
- максимальное раскрытие индивидуального возрастного потенциала дошкольника;
- гармоничное развитие его личностных качеств;
- осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей;
- умение дошкольником обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами;
- умение проверять результат своих действий, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
- умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
- готовность к школьному обучению;
- развитие не только предметных, но и общеучебных умений. Дальнейшее развитие данной группы умений осуществляется в начальной школе средствами всех учебных предметов.
Основные группы общеучебных умений:
- интеллектуальные (умение отличать новое от уже известного; сравнивать и группировать предметы и их образы, находить ответы на вопросы, делать выводы);
- организационные (определять цель деятельности, планировать ее, работать по предложенному плану или алгоритму, оценивать полученный результат);
- коммуникативные (слушать и понимать чужую речь, грамотно оформлять свою мысль в устной речи, выполнять различные роли);
- оценочные (учиться оценивать результаты своей работы).
Одним из ведущих принципов, на котором построена программа, является принцип обучения деятельности. Детям не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным этапом и начальной школой.